В связи с заменой сертификата безопасности, информируем о необходимости установить корневой сертификат НУЦ Минцифры России, который размещен на официальном сайте Портала государственных услуг Российской Федерации.
ул. Таганайская,1, г. Златоуст, Челябинская область, 456200, Российская Федерация
  1. Инспекция федеральной налоговой службы
  2. Имущественные налоги для граждан являются обязательными платежами

Имущественные налоги для граждан являются обязательными платежами

25.09.2026 16:13 Просмотров: 5

Не позднее 1 декабря 2026 года необходимо уплатить имущественные налоги за 2025 год. Основанием для уплаты служит полученное налоговое уведомление. Об особенностях налогообложения физических лиц рассказал 22.09.2026 заместитель начальника Межрайонной ИФНС России №27 по Челябинской области Андрей Каменщиков.
- Андрей Юрьевич, как направляются налоговые уведомления?
Налоговое уведомление - это документ, который налоговые органы направляют налогоплательщикам - физическим лицам для ежегодной уплаты налогов.
В этом году оно содержит информацию о налогах за 2025 год:
• транспортном;
• земельном;
• на имущество физических лиц;
• НДФЛ.
Уведомление направляется не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налогов. Приоритетный способ рассылки уведомлений - в электронной форме через Личный кабинет налогоплательщика. Получить уведомления можно в личном кабинете на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Лицам, не имеющим доступа к этим сервисам, налоговое уведомление отправляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление за налоговый период 2025 года должно быть исполнено (оплачено) не позднее 1 декабря 2026 года.
- Когда налоговые уведомления не направляются?
Не направляются налоговые уведомления в 2026 году:
• если общая сумма налогов, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 300 рублей, за исключением случая, когда в налоговое уведомление включены расчеты за 2023 год;
• в случае наличия налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, полностью освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога;
• физическим лицам, не являющимся предпринимателями, если положительное сальдо их единого налогового счета (переплата) превышает сумму исчисленных налогов к уплате на дату формирования налогового уведомления.
- Что делать, если не согласен с информацией в налоговом уведомлении?
Если, по мнению налогоплательщика, в налоговом уведомлении имеется неактуальная (некорректная) информация об объекте имущества или его владельце (в т.ч. о периоде владения объектом, налоговой базе, адресе), то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговые органы любым удобным способом:
• через Личный кабинет налогоплательщика;
• при личном обращении в любой налоговый орган;
• через интернет-сервис «Обратиться в ФНС России»;
• почтовым отправлением.
Налоговый орган проведет проверку и при наличии оснований внесет необходимые изменения в информационные ресурсы, пересчитает налоги, сформирует налоговое уведомление, которое разместит в Личном кабинете налогоплательщика или направит по почте, а также направит ответ на обращение.
- Андрей Юрьевич, что делать, если уведомление не пришло?
Налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через МФЦ) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления (форма заявления утверждена приказом ФНС России от 20.10.2022 № ЕД-7-21/947@).
5. Должен ли платить налоги несовершеннолетний ребенок?
Да. Подключить несовершеннолетних детей к интернет-сервису «Личный кабинет налогоплательщика», находящемуся на официальном сайте ФНС России, может законный представитель, путем обращения в любую налоговую инспекцию или в подразделения многофункционального центра с заявлением об открытии доступа к интернет-сервису «Личный кабинет налогоплательщика».
После получения доступа к личным кабинетам несовершеннолетних детей налогоплательщик может открыть доступ к информации о начисленных им налогах в своем личном кабинете налогоплательщика.
Для этого в разделе "Профиль" налогоплательщику необходимо выбрать вкладку "Семейный доступ", через которую несовершеннолетний ребенок может быть добавлен в личный кабинет родителя. Далее нажать кнопку "Добавить пользователя" и в соответствующем поле ввести логин (ИНН) личного кабинета несовершеннолетнего ребенка. После этого нажать кнопку "Отправить запрос" и зайти в личный кабинет ребенка, чтобы подтвердить запрос.
По достижении детьми возраста 18 лет, доступ родителей в личный кабинет налогоплательщика ребенка будет автоматически закрыт.
- Как проверить, правильно ли применены налоговые ставки и предоставлены ли льготы?
Налоговые ставки и льготы устанавливаются нормативными правовыми актами различного уровня:
• по транспортному налогу: главой 28 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортного средства;
• по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц: главами 31, 32 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по месту нахождения объектов недвижимости.
Полная информация о размерах ставок по земельному налогу, транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, а также о том, в каких размерах и каким категориям граждан предоставляются налоговые льготы доступна в Интернет-сервисе ФНС России «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.gov.ru/rn24/service/tax/ ) на сайте www.nalog.gov.ru.
Особенности предоставления льгот по налогу на имущество физических лиц, установленных Налоговым кодексом РФ:
• льготы предоставляются только в отношении одного объекта недвижимого имущества определенного вида, который может быть выбран самим налогоплательщиком. Например, при наличии у пенсионера, имеющего право на льготу по уплате налога на имущество физлиц, двух квартир и двух домов – льгота будет предоставлена на одну из квартир и на один дом.
Особенности предоставления налогового вычета, установленного Налоговым кодексом РФ, при расчете земельного налога:
• налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка вне зависимости от категории земельного участка и его местоположения.
Дополнительные льготы устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
При наличии расхождений в сведениях Справочной информации с соответствующими сведениями о ставках и льготах, указанными в налоговом уведомлении, следует обратиться в налоговый орган по месту жительства или по месту постановки на учет объекта налогообложения.
- Как воспользоваться льготой, неучтенной в налоговом уведомлении?
Шаг 1. Проверить, учтена ли льгота в налоговом уведомлении. Для этого изучить содержание граф «Размер налоговых льгот», «Налоговый вычет» в налоговом уведомлении.
Шаг 2. Если в налоговом уведомлении льготы не применены, необходимо выяснить относится ли налогоплательщик к категориям лиц, имеющим право на льготы по объектам в налоговом уведомлении.
Шаг 3. Убедившись, что налогоплательщик относится к категориям лиц, имеющим право на налоговую льготу, но налоговая льгота не учтена в налоговом уведомлении, рекомендуется подать заявление по установленной форме (приказ ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@) о предоставлении льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц.
Подать заявление о предоставлении налоговой льготы в налоговый орган можно любым удобным способом: через личный кабинет налогоплательщика; почтовым сообщением; путем личного обращения в любую налоговую инспекцию; через уполномоченного МФЦ.
Льготы по транспортному налогу
Освобождение от уплаты налога полностью или частично установлено Законом Челябинской области от 28.11.2002 №114-ЗО «О транспортном налоге» для определенных льготных категорий налогоплательщиков (пенсионеры, предпенсионеры, инвалиды, ветераны, многодетные и т.п.).
С полной информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
Льготы по земельному налогу
Действует федеральная льгота, которая уменьшает налоговую базу на кадастровую стоимость 600 квадратных метров одного земельного участка. Льготой могут воспользоваться владельцы земельных участков, относящиеся к следующим категориям: пенсионеры, предпенсионеры, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий, многодетные и другие категории граждан, указанные в п. 5 ст. 391 НК РФ.
Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по месту нахождения земельных участков.
С полной информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
Льготы по налогу на имущество физических лиц
Льготы для 21 категории налогоплательщиков (пенсионеры, предпенсионеры, инвалиды, ветераны, военнослужащие, участники СВО и члены их семей, владельцы хозстроений до 50 кв.м и т.п.) предусмотрены ст. 407 НК РФ.
Льгота предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении объекта, не используемого в предпринимательской деятельности.
Льгота освобождает от уплаты налога в отношении одного объекта каждого вида с максимально исчисленной суммой налога:
1) квартира или комната;
2) жилой дом;
3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 НК РФ;
4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 НК РФ;
5) гараж или машино-место.
При этом налоговая льгота в соответствии с пунктом 1 статьи 407 НК РФ не предоставляется в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Дополнительные льготы могут быть установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по месту нахождения налогооблагаемого имущества.
С полной информацией о налоговых льготах можно ознакомиться в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России либо обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России (тел. 8 800 – 222-22-22).
- Какие особенности в налоговом уведомлении в 2026 году?
В налоговом уведомлении обновлен раздел по налогам на доходы физических лиц. Теперь он включает единый расчет НДФЛ по всем основаниям, предусмотренным п. 6 ст. 228 НК РФ начиная с налогового периода 2025 года. Изменена также визуализация – в уведомлении представлен единый расчет НДФЛ по всем источникам доходов с распределением по группам прогрессивной шкалы ставок.

Так же, на сайте ФНС России размещена промостраница о налоговых уведомлениях, направляемых физическим лицам в 2026 году. Она содержит разъяснения по типовым вопросам – жизненным ситуациям: что такое налоговое уведомление, как его получить и исполнить, основные изменения в налогообложении имущества физических лиц и НДФЛ по сравнению с прошлым годом, как узнать о налоговых льготах, указанных в уведомлении, как ими воспользоваться, что делать, если налоговое уведомление не получено.

Информация о создании страницы: 25.09.2026 16:14:14
Информация об изменении страницы: 25.09.2026 16:14:14, Алёна Хатыленко
Яндекс.Метрика