О режиме дня дошкольников
							  О режиме дня сказано много, но до сих пор не все родители понимают его значение. Стараясь развлечь и порадовать ребенка раннего возраста, порой переутомляют его нервную систему обилием впечатлений, и вместо радости и благодарности получают капризы, слезы и снижение иммунитета. Мало кто заботится о дневном сне ребенка. С дошкольником занимаются ранним обучением. При выборе мебели и осветительных приборов обращают внимание на их дизайн, но не на размер и функциональность. В зависимости от амбиций родителей, с четырех, и даже с трех лет малыша ежедневно усаживают и пытаются научить его читать и писать, принуждая сохранять несвойственную данному возрасту неподвижность и зрительное сосредоточение. Заставляют подолгу сидеть за обеденным столом, соблюдая «приличия». А шестилетки почти поголовно обречены ходить в школу на подготовительные курсы, заниматься вечерами, посещать различные кружки и секции, не имея времени для столь необходимой им игровой деятельности.
Бодрствование ребенка связано с активной деятельностью возбуждением нервных клеток под влиянием внешних раздражителей, в головной мозг и во время бодрствования он легко утомляется. Для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет правильно организованный и достаточно продолжительный сон, что необходимо учитывать в детских учреждениях.
Согласно норматьивной документации общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста должна составлять 12-12,5 часов, из которых 2-2,5 часа отводится дневному сну. 
При организации бодрствования детей необходимо учитывать гигиенические требования. Дети, увлеченные интересной игрой, не чувствуют утомления, но неправильно построенные виды деятельности могут быть нагрузкой для нервной системы ребенка и быстро привести к утомлению. Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности. Важно хорошо продумать чередование видов деятельности. После игр, требующих значительного умственного напряжения, должны следовать подвижные игры, не связанные с большими умственными усилиями.
Важным фактором, влияющим на характер реакций организма ребенка, являются условия, в которых проходят занятия. Духота, плохая освещенность, неправильно подобранная мебель могут вызвать у ребенка не только плохое самочувствие, но и нарушение зрения и осанки. Помещение должно хорошо проветриваться, иметь температуру воздуха 20—21○ С, относительную влажность 30—60 %.
Большое значение для всего организма в целом имеет правильная осанка ребенка. Сидя за столом, ребенок должен держать тело в определенном положении. Наиболее устойчива и наименее утомительна прямая посадка, когда центр тяжести тела находится над точками опоры. Однако при этом ребенок может утомляться, если стул не соответствует пропорциям его тела и не имеет спинки, на которую можно опереться. Очень важно увеличить количество точек опоры: сидеть прямо не на краю, а на всем сиденье, глубина которого должна быть не менее 2/3 бедра сидящего, а ширина — превышать ширину таза на 10 см. Ребенок должен опираться ногами о пол, спиной — о спинку стула, предплечьями — о крышку стола. Плечи при правильной посадке должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола.
Высота стола над сиденьем (дифференция) должна позволять сидящему свободно, без поднимания или опускания плеч, класть руки (предплечья) на стол. При слишком большой дифференциации, работая за столом, ребенок поднимает плечи (особенно правое плечо), при слишком малой — сгибается, сутулится, слишком низко наклоняет голову, чтобы рассмотреть предмет. Во время занятий нужно следить за правильной осанкой детей. Требовать от детей правильной посадки можно только при условии соответствия мебели росту и пропорциям тела ребенка.
При оганизации занятий для детей ясельного возраста планируют не более10 занятий в неделю, для младшей группы – 12 занятий в неделю, для старшей группы – 14 занятий, для подготовительной группы – 17 занятий, для средней группы - 12 занятий.
Так как время устойчивости внимания у детей в зависимости от возраста колеблется от 10 минут до 30 минут, в зависимости от этого планируется и продолжительность занятий для детей ясельной группы – 10 минут, для детей младшей группы – 15 минут, для детей средней группы – 20 минут, для детей старшей группы – 25 минут, для детей подготовительной группы 25-30 минут. В середине занятий проводится физкультминутка, продолжительность перерыва между занятиями не менее 10 минут. Занятия физкультурно-оздоровительного цикла занимают в сетке занятий 50% времени. Домашнее задание воспитанникам не задают. В дни каникул и летом занятия не проводятся.
В дошкольном возрасте закладываются основы физического и психического здоровья. Крайне важно сохранить нервную систему ребенка и мотивацию к обучению, тогда в более старшем возрасте он легко освоит все необходимые навыки. Поэтому необходим режим дня и дозированный, осторожный ввод обучающих занятий.
							
Информация об изменении страницы: 17.11.2020 20:38:26, Ирина